Бренд = Интерфейс или Дизайн чизбургера | ATL
Сонный веб-дизайнер подходит к прилавку пустого McDonald’s в 3 часа утра. Он быстро сканирует висящее над головой меню и мысленно откладывает в корзину заказа. Мы слышим, как он говорит:«Чизбургер и чай со льдом, пожалуйста». Дожидаясь пока все принесут, он рассматривает дисплей кассового аппарата, интересуется работой фритюрницы, оценивает принципы ввода/вывода в работе дозатора мороженого. Допоздна засидевшись на работе, его мозг все еще в рабочем режиме, и наш герой на автомате начинает отслеживание модели пользовательского взаимодействия в ресторане, пуская мысленные направляющие от входа до прилавка, к мусорным бакам; подмечая, как построенная по конвейерному принципу кухня, столы и столики складываются в единый, целостный интерфейс для клиента. «Они точно проводили юзабилити тесты», заключает он, принимая свой поднос.
Физический голод = Информационый голод
Когда мы голодны в прямом смысле слова — мы следуем тем же поведенческим тенденциям, что и при информационном голоде. В точности тем же детским моделям поведения. В обоих случаях у нас включается режим слепого нетерпеливого требования. Мы хотим немедля получить желаемое, предпринимая как можно меньше усилий. И когда мы действительно голодны — наименьшее на что мы способны — это рассуждать и принимать сложные решения. Ну, так уж устроены наши тела. И вот почему частенько после тяжелого трудового дня мы, словно зомби, идем в МакДональдс.
Когда мы чувствуем информационный голод, мы неизбежно становимся умственно пассивными и используем все наши внутренние ресурсы на получение информации.Так устроен наш мозг. И именно поэтому мы слепо возвращаемся к Google Search, когда нам необходимо найти какую-то информацию.
McDonald’s = Google
McDonald’s устроен таким образом, чтобы вы отключили мозги едва переступив его порог. Купить и съесть гамбургер — совершенно автоматизированная процедура, простая и неосмысливаемая, такая же как связывание шнурков или езда на велосипеде. Вам не нужно анализировать, взвешивать, оценивать и принимать трудные решения, потому как McDonald’s построен таким образом, чтобы свести к минимуму ваши осознанные действия. Для человека, хотя бы однажды сделавшего заказ на кассе McDonalds, все остальное будет происходит полностью бездумно и на автомате. Более того, в любом из десятков тысяч ресторанов во всем мире, McDonalds стремится обеспечить единый сценарий и правила взаимодействия с клиентом. Пройденный один раз, процесс заказа, покупки и непосредственно питания становится обычной рутиной. Также как это делает Google: максимально упрощенно, целенаправленно и четко.
McDonald’s вели политику «дизайна, ориентированного на пользователя» задолго до того, как дизайнеры интерфейсов даже сформулировали это понятие. От логотипа до столиков и стульев, от гамбургеров до мусорных баков, все устроено по принципам максимальной практичности и полезности, а не эстетики и красоты.
Этот функциональный подход применяется ко всему вплоть до чизбургеров. Полностью стандартизированный по форме, вкусу и ингридиентам, он явно отличается от любого аналогичного сэндвича. Для еды Вам не нужен будет нож или вилка, тарелка, палочки и прочее. На самом деле, это одна из самых простых моделей взаимодействия «hand-to-mouth» (рукой в рот), немногим отличающаяся от еще более вечной подобной модели — «ребенок у груди матери».
Откровение о фастфуде
Вид, ощущения и вкус от еды McDonald’s — стали такими же неотъемлемыми атрибутами бренда как и сам логотип. Дизайн чизбургера является одним из ключевых компонентов фирменного стиля McDonald’s, так же, как сам Рональд Макдональд и упаковки сэндвичей, выполненные в цветах кетчупа и горчицы. Их интерфейс является их брендом, и бренд — и есть сам интерфейс. Вы спросите — Ну и что? Конечно, все в типовом Макдональдсе рассчитано и стандартизировано. Конечно же все подсчитано и контролируется договором о франшизе. Конечно, все в McDonald’s разработано и стандартизировано. Конечно, все рассчитывается и контролируется договором о франшизе.
Моим откровением в ту ночь было не то, что успех McDonald’s основывается на холодном расчете. Это было осознание того, что очевидное отсутствие в меню McDonald продуктов обладающих хорошими кулинарными и эстетическими вкусовыми качествами является результатом применения «холодного» принципа взаимодействия с пользователем. Дизайн McDonald’s, их меню — все устроено аналогично сайтам с высокой посещостью. Все проработано настолько хорошо, что мы в момент становимся слепыми как младенцы. Также как поисковый интерфейс Google, красота — эт взаимодействии с пользователем, а не суть самого субъекта.
Червоточина между Брендом и Интерфейсом
По моему опыту, специлисты по брендингу (особенно старой школы) и дизайнеры и специалисты по пользовательского взаимодействию фундаментально не понимали и ненавидели друг друга. Они попросту жили в параллельных мирах. В одном из них — все контролировалось дизайнером, в другой — правил пользователь. Что смутило меня- так это тот факт, что чем дольше я рассматривал ночной опустевший ресторан в который зашел, тем с меньшей уверенностью мог сказать на что же я смотрю — на Бренд или Интерфейс. Это брендинг или это дизайн пользовательского интерфейса?
И в тот вечер я нашел то, что астрономы называют «червоточина». Дыра в пространстве и времени, которая работает по принципу волшебного прохода между реальностями. И McDonald’s, как мне кажется, лежит в критической точке: гравитационный центр брендинга, где все уже погружено в воронку, ведущую в параллельный мир дизайна эффективных пользовательских интерфейсов. И точно также будет справедливо обратное высказываение. По иронии, у любой червоточины есть так называемые уста, которые связаны друг с другом горлом:
После обнаружения мной того, что эта неопределенность между брендом и пользовательским интерфейсом применима к большинству наиболее успешных с недавних пор продуктов и торговых марок — будь то iPhone, Nintendo Wii или StarBucks — я решил подробно изучить этот предмет и написать об этом.
Учимся у младенцев
Наблюдая за тем как растет мой ребенок и то, как он взаимодействует с окружающим миром, я узнал намного больше об интерфейсах, чем мог себе представить.
Большая часть того, что делают младенцы в первые дни своей жизни — это учатся взаимодействовать с тем, что их окружает. Когда я смотрел на ребенка пьющего молоко, я заметил, что он не привязан к соску, через который получает молоко. Устанавливается гораздо более широкая связь — связь матери и ребенка.
Другими словами: грудь не есть интерфейс, это всего лишь один из способов контакта. А суть интерфейса во всей процедуре грудного кормления матерью. Интерфейс — способ, которым они связаны. И этот первый опыт малыша сразу же однозначно определяет бренд «Мама» в самом начале его жизни.
Изучая этот аспект на примере кормления грудью, я все лучше и лучше осознавал, что правильное уравнение быдет таким: «Бренд и есть опыт пользовательского взаимодействия». Они оба — в одной части уравнения, до знака равенства.
Интерфейс это то, что соединяет миры Брендинга и Пользовательского взаимодействия. Это — туннель. Лифт. Червоточина. Уста.
В следующей части мы рассмотрим ответы на сложные вопросы, «Что представляет собой Интерфейс? И может ли он быть интуитивным?»
smashingmagazine.com